28 апреля Памятка для родителей
Памятка для родителей в конце года.pdf
Adobe Acrobat Document 242.9 KB
21 февраля Консультация для родителей
Формирование лексико-грамматических пред
Adobe Acrobat Document 1.9 MB
18 января Консультация для родителей
Консультация для родителей _В театр игра
Adobe Acrobat Document 177.2 KB
Консультация для родителей
Консультация для родителей _Театр своими
Adobe Acrobat Document 348.4 KB
Консультация для родителей
ПАМЯТКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Какой звук и
Adobe Acrobat Document 474.6 KB
Консультация для родителей
Домашний театр.pdf
Adobe Acrobat Document 283.7 KB
Памятка для родителей
Памятка для родителей Речевые игры в кру
Adobe Acrobat Document 209.2 KB
Консультация для родителей
Консультация - Учим ребенка читать.pdf
Adobe Acrobat Document 244.7 KB
Консультация для родителей
Как разговорить молчуна 2.pdf
Adobe Acrobat Document 148.2 KB
Консультация для родителей
Дети старших.pdf
Adobe Acrobat Document 200.3 KB
Консультация для родителей
8 Послушные буквы.pdf
Adobe Acrobat Document 205.4 KB
Консультация для родителей
7 Ребенок зарычал (зашипел, засвистел).p
Adobe Acrobat Document 303.9 KB
Консультация для родителей
5 Артикуляционная гимнастика Фото.pdf
Adobe Acrobat Document 215.9 KB
Консультация для родителей
Консультация Театр в жизни ребёнка.pdf
Adobe Acrobat Document 156.4 KB
Консультация для родителей по театральной деятельности
Консультация для родителей - Театрализов
Adobe Acrobat Document 274.3 KB
Памятка для родителей
Памятка для родителей.pdf
Adobe Acrobat Document 243.3 KB
Консультация для родителей
Консультация - правильное дыхание-правил
Adobe Acrobat Document 116.7 KB
Консультация для родителей
Консультация - Помощь для родителей.pdf
Adobe Acrobat Document 177.3 KB
Консультация для родителей
Консультация - Как подготовить руку дошк
Adobe Acrobat Document 172.7 KB

Правильная речь – основа развития вашего ребенка.

Дорогие мамы и папы!

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ваших детей, зависят их успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Поэтому очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ваши дети владели определенными речевыми навыками и умениями. 

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный-согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

Дети должны знать и правильно употреблять термин «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки - гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой. Оценивается умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением; правильно строить простые предложения (грамматически верно согласовывая в них слова между собой), видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.

6. Владение связной речью. Умение использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы и сказки по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для воспитания  полноценной речи нужно устранить по возможности все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).  Особенно необходимым условием становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушении чтения). Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют или смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; твердых-мягких; соноров р-л). А также испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками: самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от вас, родители, зависит насколько комфортно и легко будет вашему ребенку в школе.

 

 

 

Помогите ребенку стать счастливым

         Даже совсем маленькому ребенку для счастья требуется не только здоровье.

Радость, новые впечатления, общение – не меньшие составляющие его счастья. Помогаете ли вы своему ребенку чувствовать себя счастливым?

Ответьте честно на следующие вопросы.

         Вашему малышу от года до трех лет.

Когда в последний раз вы: пускали мыльные пузыри; прыгали как лягушки, каркали как вороны, ходили как цапли; строили башню из кубиков или крепость из диванных подушек; играли в железную дорогу, в кошки-мышки, в мяч; рисовали красками не кисточкой, а пальцами?

         Ребенку от трех до пяти лет.

Давно ли вы: сочиняли вместе сказку и рисовали к ней картинку; кидались подушками всей семьей; устраивали домашний концерт; приглашали друзей малыша на чаепитие; вели с ребенком «секретный разговор» о его страхах, обидах, неприятностях; решали головоломки, кроссворды; пели песни, смеялись и дурачились?

         Ребенку от пяти до семи лет.

 

Когда в последний раз вы: давали сыну или дочери какое-либо поручение и оценивали его выполнение; писали вместе письмо родным, друзьям; корчили друг другу рожицы; играли в шашки, складывали мозаику, пазлы;  вместе составляли план покупок, пекли пирог; ходили в театр, цирк; рассказывали ребенку о своем детстве?

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает? Помогите своему ребёнку. Вместе с логопедом разучите артикуляционную гимнастику и проводите её с ребёнком ежедневно. Комплекс  артикуляционной гимнастики поможет заботливым и терпеливым родителям, занимающимся с ними в увлекательной, игровой форме, избавить своих детей от недостатков произношения.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

¾   улучшить подвижность артикуляционных органов;

¾   укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

¾   научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

¾   увеличить амплитуду артикуляционных движений;

¾    подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Выполнять упражнения необходимо в спокойном  темпе, без напряжения, перед зеркалом. Картинки-наклейки, представленные в тетраде, сделают ваши домашние занятия интересными, весёлыми и менее утомительными.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.  Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношение с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.

 Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому заботиться о правильной речи ребёнка надо как можно раньше и желательно решить все речевые проблемы до школы. Опыт показывает, что чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны взрослых, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставания в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись  в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

 

 

Консультация учителя-логопеда

Читайте сказки.

        Бывают периоды, когда кажется, что между вами и вашим ребёнком нарушено взаимопонимание, возникли проблемы в общении. Малышу надо помочь понять его самого, его желания и эмоции. И есть простой способ. Это можно сделать, читая сказки, которые способны завладеть вниманием маленького ребенка, возбудить его любознательность.

        Сказка близка ребенку по мироощущению. Сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. Прост и загадочен язык сказки. Заметьте, вот малыш уже не с вами, он далеко, в царстве Сказки. Его воображение развивается, и он проживает целую жизнь с Иваном-Царевичем, спасая прекрасную царевну.

 

        В сказке всегда четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кащей Бессмертный обязательно будет повержен и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

Консультация учителя-логопеда на тему:

«Фонематический слух»

Это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам  родного языка.

В первые недели жизни ребёнка активно формируется слуховое внимание. Ребёнок, услышав звук человеческого голоса, перестаёт сосать грудь, перестаёт плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу первого месяца жизни младенца его можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

С 6 месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные звуки, слоги, принимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

В период появления лепета ребёнок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытаясь подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определённого движения ведёт к закреплению двигательного навыка артикулирования.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.

 От 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К четырём годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К тому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит. В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего, в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" - "том"), звук "р" - на "л" и обратно (вместо "три" - "тли") звук "м" на "н" и обратно, шипящие -свистящими (вместо "здорово" - "ждорово") и др. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!

 

    Игры для формирования фонематического слуха у младших дошкольников

 

Узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

- Игра «Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

- Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Волшебная палочка».

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

- Игра «Жмурки».

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 - Игра «Узнай свой голос».

Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо».

Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя».

Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

 

 

4 февраля Консультация для родителей
Консультация - Игры для детей старшего д
Adobe Acrobat Document 169.7 KB

29 января 2021 г.

 

Логопедические игры для запуска речи

Как у детей возникает потребность говорить?

Для появления речи, необходимо, чтобы:

ü ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;

ü общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;

ü взрослые разговаривали с ребенком не просто так, а именно о совместных действиях, игре;

ü ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда ребенок попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение. Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.

1.     Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т. д. Ребенок желает получить его, тянет руки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2.     Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, ребенок часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3.     Появление слова

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы ребенок понимал, как он произносится.

Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации.  Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха. «Звуки и руки»

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

«Играем в мячик»

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Скажите, что сейчас вы превратите его в будильник, и «заведите»: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, голове или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик- так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух- чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б» — «п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские руки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных, а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.)

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая:«Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните! С первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь, каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и ребенок порадует вас первыми словами.

 

Подготовила с использованием интернет – ресурсов учитель – логопед Е.И.Рябышева

29 января, Памятка для родителей
Развитие речи дошкольников в играх.pdf
Adobe Acrobat Document 324.5 KB

18 декабря 2020 г.

Речевая азбука для родителей

 

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

 

Быстрая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав). Не позволяете малышу говорить быстро.

 

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите, помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

 

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

 

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

 

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

 

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

 

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

 

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Когда? Что делает и т.д.

 

 

Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.
Например, нормы звукопроизношения таковы:
3-4 года – С, З, Ц уже должны правильно произноситься;
4-5 лет – Ш, Ж, Ч, Щ;
5-6 лет – ЛЬ, Й;
До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука Р более простым звуком или его отсутствие в речи
.

 

Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, не приемлет переучивания. Это может привести к неврозам и заиканию.

 

Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

 

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение, малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают высокую эффективность занятия.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фразы – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного произношения звуков. Во-вторых, соска мешает речевому общению.

 

Только комплексное воздействие специалистов (логопед, врач, воспитатели , родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.

 

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

 

Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

 

 

 

 

18 декабря 2020 г.

Консультация для родителей

Речевая готовность ребенка к школе

К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов. 

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. 

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком развитии речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Специальными исследованиями как современными, так и ранее проводимыми установлена тесная зависимость между развитием устной речи и полноценным овладением чтением, и письмом.

Возникающие недостатки чтения и письма обусловлены, прежде всего, недостаточным развитием (в определенный сенситивный период) устной формы речи.

В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:

 правильность произношения звуков;

 умение различать звуки речи на слух;

 владение элементарными навыками звукового анализа слов;

 словарный запас;

 связную речь.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.  

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. 

Перечислим их: 

1. Сформированность звуковой стороны речи.  Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп. 

2. Полная сформированность фонематических процессов, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: 

 умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. 

 умение выделять начальный гласный звук из состава слова;

  анализ гласных из трех звуков типа ауи;

  анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; 

 слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. 

 дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. 

 оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения. 

3. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, согласования слов:

 правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением,

  умение образовывать слова в нужной форме (единственного и множественного числа, падежного изменения и т. д.), 

 выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой;   образовывать прилагательные от существительных. 

4. Развитая связная речь:

 умение пользоваться развернутой фразовой речью,

  умение работать с предложением,

 правильно строить простые предложения, 

 видеть связь слов в предложениях, 

 распространять предложения второстепенными и однородными членами,

 работать с деформированным предложением,

  самостоятельно находить ошибки и устранять их, 

 составлять предложения, по опорным словам и картинкам,

 владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, 

 составлять самостоятельно рассказ-описание. 

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. 

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. 

В семье детей, обычно, понимают с полуслова, и они не испытывает трудностей в общении, если его речь несовершенна. Но, с поступлением в школу, круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень ярко. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят и слышат, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. 

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. 

 Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта - дислексии и дисграфии - нарушений чтения и письма.

 

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико- грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.  Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.  

 

 

30.11.2020, Консультация для родителей
консультация для педагогов и родителей п
Adobe Acrobat Document 173.0 KB
30.11.2020 Букварь
букварь Z.pdf
Adobe Acrobat Document 931.1 KB
29.09.2020 Консультация для родителей
консультация - Речевая готовность ребенк
Adobe Acrobat Document 179.3 KB
Консультация для родителей детей 2-3 лет
рекомендации родителям ясельной группы п
Adobe Acrobat Document 146.5 KB
Консультация для родителей
рекомендации педагогам и родителям по ра
Adobe Acrobat Document 248.4 KB
Консультация для родителей
Консультация - Учимся рассказывать.pdf
Adobe Acrobat Document 309.3 KB
ПАМЯТКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Какой звук и
Adobe Acrobat Document 481.5 KB
Консультация - Учим ребенка читать.pdf
Adobe Acrobat Document 253.3 KB
Что должен знать ребенок о времени.pdf
Adobe Acrobat Document 302.8 KB
Учим ребенка ориентироваться в пространс
Adobe Acrobat Document 283.5 KB
Консультация - Учим ребенка читать.pdf
Adobe Acrobat Document 244.3 KB
Консультация - Ребенок зарычал (зашипел,
Adobe Acrobat Document 285.2 KB
Консультация - Ваш ребенок готовится ста
Adobe Acrobat Document 204.9 KB
Советы родителям.pdf
Adobe Acrobat Document 253.2 KB
Время индивидуальных занятий в утренние
Adobe Acrobat Document 121.1 KB
картинки Л.pdf
Adobe Acrobat Document 421.9 KB
картинки Ч.pdf
Adobe Acrobat Document 651.6 KB
картинки Ш.pdf
Adobe Acrobat Document 334.3 KB
картинки Щ.pdf
Adobe Acrobat Document 393.0 KB
памятка Игры со словами.pdf
Adobe Acrobat Document 256.1 KB
Целевые ориентиры на этапе завершения ос
Adobe Acrobat Document 195.5 KB
Целевые ориентиры освоения программы сре
Adobe Acrobat Document 195.8 KB
презентация для родителей в начале года.
Adobe Acrobat Document 4.8 MB
ПАМЯТКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Какой звук и
Adobe Acrobat Document 472.7 KB
памятка для родителей по обучению детей
Adobe Acrobat Document 166.4 KB
консультация для родителей Как правильно
Adobe Acrobat Document 380.5 KB