Игры с картинками (словами)
(для работы по автоматизации поставленных звуков)
Упражнение «Чего не стало?»
Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку, а ты посмотри и скажи, чего не стало (упражнение повторяется несколько раз).
Упражнение «Угадай».
Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Взлетает... (ракета).
Упражнение «Волшебная палочка».
Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились?
Упражнение «Мой, моя, моё».
Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок...)
Упражнение «Фотограф».
С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
Упражнение «Придумай сам».
Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Робот какой? — Робот железный, серый...
Упражнение «Доскажи словечко».
Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, выбрав подходящее слово-картинку. Образец: Зубной врач попросил меня широко открыть... (рот).
Упражнение «Загадки».
Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: царская, золотая, блестящая... — корона.
Упражнение «Половинки».
Я загадаю слово и назову его половинку (начало или окончание). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: го... — ры, горы; коры—--то , корыто. Картинки помогут тебе справиться с заданием.
Упражнение «Что делает?»
Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов. Образец: Ворота что делают? — Ворота открываются.
Упражнение «Измени порядок слов в предложении».
Придумай предложение из двух (трёх) слов с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. Например: На столе лежит марка. — Марка лежит на столе.
Упражнение «Эхо».
Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке, выделяя звук.
Упражнение «В гостях у гномов».
Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: карман — карманчик. Какие слова нельзя изменить?
Упражнение «Хлопушки».
Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Упражнение «Живое - неживое».
Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.
Упражнение «Волшебная палочка».
Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия. Образец: труба — трубы. Какие слова не изменились?
Упражнение «Вчера, сегодня, завтра».
Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения по образцу. Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.
Упражнение «Составь предложение».
Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Образец: В кружку налили кефир.
Упражнение «Найди меня».
Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. (Логопед выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребенок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово.)
Упражнение «Четвертый — лишний».
Найди в каждом ряду лишнюю картинку. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук.
Упражнение «Посчитай».
Посчитай. Кого больше? Кого — меньше? Образец: одна рыбка, две рыбки... Посчитай животных в обратном порядке по образцу. Образец: пять рыбок, четыре рыбки...